вторник, 1 октября 2013 г.

По итогам сентябрьской сессии

Уважаемые коллеги!
Хотелось бы несколько обобщить рассуждения 3-х дней на тему ФГОС.

Во первых, ещё раз обращусь к "первоисточнику" - сайту поддержки ФГОС, и приведу фрагмент январской статьи:

ИЗМЕНЕНИЕ СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТИРОВ: ОТ УСПЕШНОЙ ШКОЛЫ — К УСПЕХАМ РЕБЁНКА

...
Серьёзный барьер на пути реализации задач по введению ФГОС — проблемы восприятия педагогическим и управленческим сообществом изменений, отношение к необходимости переосмысления задач образовательной, педагогической и управленческой деятельности.
На нововведения наше профессиональное сообщество реагирует по-разному. С одной стороны, существует неприятие стандартов, когда они воспринимаются как:
• придуманная «наверху» очередная «головная боль» для учителей, завучей и директоров, изрядно уставших от длительных реформ в образовании;
• увеличение не только непосредственного объёма действий, связанных с ФГОС, но и отчётности;
• ещё одна попытка унифицировать школу, что приведёт к росту управляемости ОУ «сверху»;
• потенциальная «мина замедленного действия» для школ, которые, отказавшись от ЗУНов, не получают взамен точных ориентиров определения результатов образования;
• очередной «прыжок в будущее» без просчитываемых и прогнозируемых последствий для всей системы общего образования;
• балласт новых и непонятных требований, мешающих развитию ребёнка, педагога и школы в целом;
• очередные научные парадигмы, концепции, доктрины, непонятные школе и не обеспеченные методическими руководствами к действию.
С другой стороны, позитивное восприятие стандартов выражается в следующих мнениях:
• это толковые идеи, способствующие развитию школы;
• это появившаяся, наконец, возможность не только мечтать, но и реально прогнозировать развитие школы, осмысливая её будущее;
• это ключ от многих пока нерешённых задач, которые мешают реальному развитию школы, через разрешение, что важно, социокультурных проблем;
• это ключ именно совместного решения проблем школы, которое требует реальной включённости педагогов в судьбу ребёнка, а родителей в судьбу школы;
• это реальная возможность диалога позиций, мнений, диалога культур, помогающая развитию договороспособности, так необходимой нашей школе;
• это реальная перспектива совместного видения стратегии развития школы и выработки правильной тактики действий, ориентирующейся не на проценты ЕГЭ, а на личностные результаты образования;
• это возможность получения реальной оценки достигнутого успеха ученика, учителя и школы в целом.
Возможно ли эффективно решать задачи введения ФГОС при такой разноголосице, разнонаправленности мнений педагогов и руководителей ОУ? Очевидно, нет. А если, несмотря на столь различное восприятие, всё же начать введение стандартов в практику школ, то «сопромат» профессионального сообщества будет подтачивать их изнутри, снижая и сводя на нет управленческие усилия.
Каков же выход из этой проблемы? (далее в статье...)

На мой взгляд, это полезный материал для формирования своего отношения к ФГОС. Я не идеализирую ФГОС, я даже в большей степени отношусь к сомневающимся и не так четко, как Светлана Валерьевна, понимаю задумки государства. Не все пока у м еня в голове укладывается в единый оформленный образ, не все "стыкуется". Но на уровне смыслов я  их принимаю и, как Вы заметили, стараюсь на негатив силы не тратить.

По поводу конкретных педагогических технологий - договорились с Гайсиной С.В., что 15 октября она проведет занятие-практику по освоению разных технологических приемов, типа "бортовой журнал" и др. Заметили ли Вы, что на сайте ТРКМ есть не только сами приемы, но и уроки, в т.ч. по информатике. Вот ещё одна полезная ссылка на эту тему.
И про проектную технологию в контексте ФГОС

Надеюсь, что Вы продолжаете работать над технологической картой.
Тоже доп. ссылка на вебинар "Технологическая карта - способ графического планирования современного урока".
Светлана Валерьевна готова быть вашим сетевым консультантом и ответить на возникающие вопросы. Вы можете писать ей на почту и советоваться. Адрес, полагаю, у вас есть. Не упустите возможность! :)

И крик души! :) Совсем не вижу комментариев к сообщениям дежурных! Так хотелось бы, как минимум, спасибо за дежурство увидеть, а в придачу и содержательное дополнение материала. По последнему занятию никаких эмоций, а мне так хотелось восполнить свое отсутствие вашими откликами - с чем согласны, что вызвало вопросы, что давно уже понятно, а над чем придется усиленно работать... над собой:) Я всерьез очень жду комментарии!

И насчет следующей "сессии" - все же оставим все 3 очных дня, а сократим дни занятий в ноябре, поскольку складывается интересный преподавательский состав. Хотела "убрать" 15-ое, но решили дополнить курс описанным выше практикумом С.В.Гайсиной. Это интересно и полезно, как мне представляется.
16 октября предполагается занятие по теме алгоритмизация и исполнители с примером сред, разбором разного уровня заданий и даже рабочей программы под эту тему.
На 17 октября уже давно есть договоренность с Ивановой Галиной Александровной, которая интересно ведет занятие по коммуникативной культуре, умению аргументировать, вести диалог, педагогической риторике и т.д.

Готова  прочитать комментарии и ответить на вопросы...

P.S. По поводу списка блогов в прошлом сообщении - перейти на них можно из списка соавторов справа, в котором вы все есть. И отвечу на вопрос по этому поводу - всем ли нужен блог "под занятие"? Если в контексте Вашего  "рабочего" блога можно разместить наши "учебные" задания (например, в виде технологической карты, содержащей ссылки на "все остальное" - анкеты, иные документы Google и не только), но пусть все будет на нем. Если нет, то лучше иметь учебный блог - портфолио курса.
Удачи!

5 комментариев:

  1. Уважаемая Марина Александровна! Я также как и Вы, не идеализирую ФГОС и свои сомнения высказала на последнем четверговом и очень интересном занятии.
    Если коротко - я реалист, по ФГОС вспомнилось -
    «А не построить ли нам, душечка, хрустальный мост?» (с)Манилов.
    Проектные технологии и жизненные задачи - это очень хорошо, как и умение ребенка учиться самостоятельно. Но это возможно (на мой взгляд) на твердом БАЗИСЕ знаний, который и закладывает школа. Далее - человек идет сам. Он может идти своим путем (сверх базиса) еще в школе - по химии или литературе. Но невозможно объять необьятное , и требовать от всех детей "творческого подхода и самостоятельного поиска информации" - это просто не по силам большинству детей. Посмотрев вокруг, среди взрослых людей таких единицы, и среди детей - ТОЖЕ.
    Не стоит ударяться в крайности - перенагружать или давать полную свободу в обучении.
    Во всем должен быть СРЕДИННЫЙ, золотой путь. И прокладывать его должен учитель, действую по обстановке (дети как и люди все разные).
    А иначе у нас будет как сказано у Стругацких -
    "Я же тебя знаю. И всех я здесь знаю. Будете слоняться от
    хрустальной распивочной до алмазной закусочной. Особенно, если будет
    свободное расписание. Я даже подумать боюсь, что же это будет, если дать
    вам здесь свободное расписание."(с)
    Вот такие грустные мысли навевают мне наши реформаторы от образования.
    Я поклонница старого доброго лозунга -
    "Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто"(с) И вряд ли что останется, если просто "сдирать" ответы из википедии, увы.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Татьяна Васильевна, спасибо за комментарий! Все четко, образно, доходчиво! :) Для меня ещё аргумент в пользу традиционного "старого добротного" обучения - мы то сами вроде не глупые получились :) Т.е. я свое базовое образование считаю добротным. Мне его как базы хватает, чтобы далее самореализовываться. Не каждый же мечтает стать олигархом с его проблемами. и готов так же "играть по-крупному". И педагогом не каждый может быть. Не могу грешить на свое образование, что оно было недостаточным для дальнейшей "адаптации по жизни". Может, конечно, обольщаюсь и неадекватно оцениваю ситуацию... Хотя некоторые вещи невредно подредактировать, например, хвалить почаще и в школе, и дома. Но это давно известная тема, вряд ли связанная со ФГОС.

    ОтветитьУдалить